Мы поняли, что нам стоит заниматься тем, что у нас получается отлично, а именно рекламой
Ее зачатки начались, наверное, году в 1999-м или 2000-м, а Я из рекламного бизнеса — можно сказать, всю жизнь этим занимаюсь. Это вышло достаточно случайно. Мы с моим товарищем, еще будучи студентами, основали издательство «Факультет» и выпускали книги молодых авторов. Денег этот бизнес приносил мало, но книжный рынок заметил, что два очень молодых парня делают достаточно интересный маркетинг, яркую рекламу своим книгам. На нас обратил внимание владелец крупного издательства, пригласил поучаствовать в одном своем медийном интернет-проекте. Мы первыми начали работать с блогерами, первыми стали делать лайв-форматы. Мы поняли, что стоит заниматься тем, что у нас получается отлично, а именно рекламой, и переформатировали наше издательство в креативное агентство. И вот агентству BlackLight уже 13 лет, и оно входит, наверное, в топ-5 по стране. дальше она просто развивалась. Изначально винная культура была больше ресторанной, а потом стала уходить и в частного потребителя. Сначала появились сомелье, которые разбирались в вине, а потом в нем стало разбираться больше людей. Примерно после 2010 года это приобрело массовый характер. Возможно, появилось больше любителей вина или в целом поколение стало меняться, поэтому винная культура не пришла одним днем, она продолжает развиваться.
Примерно 60% времени я занимаюсь именно агентством. На сегодняшний день в BlackLight работают 65 человек, все они заняты придумыванием и реализацией идей. Наша уникальность состоит в том, что мы хорошо разбираемся в креативе и вирусном маркетинге, в том, как правильно работать в цифровой среде, в том, что сейчас актуально. Поэтому мы способны выстроить сложную коммуникационную стратегию, когда бренд выходит на рынок и не понимает, как ему взаимодействовать с аудиторией. Кроме того, мы успешно работаем с блогерами. Своих блогеров у нас нет, зато есть договоренности со всеми продюсерскими центрами, так что мы можем предоставить заказчику инфлюенсеров в любой области. Мы проводим глубинные исследования аудитории, знаем, где были классные конверсии, у кого какое количество ботов-подписчиков, и можем собрать аналитику по всему рынку. Плюс мы одними из первых стали работать с телеграмом, понимаем, какие вещи для него актуальны, какие нет.
Блогеры стали важной частью общества, мощным информационным каналом — и по охвату обогнали телевидение
Второе направление, которое меня увлекает, — это Ассоциация блогеров и агентств. Она объединяет практически все блогерские центры страны, креативные и рекламные агентства, которые соприкасаются с этим рынком и работают с блогерами, а также технологические компании. Это достаточно внушительная структура, на сегодняшний день в нее входят 47 агентств, представляющих 50 000 блогеров, то есть 80% всего рынка. У Ассоциации помимо меня еще двое основателей, я возглавляю рабочую группу по взаимодействию с государством. Мы основали Ассоциацию два года назад. Отрасль очень быстро росла, блогеры стали мощным информационным каналом и по охвату обогнали телевидение. В Ассоциацию входят юридические лица, не отдельные блогеры, а продюсерские центры: условно, не группы «Фабрика» или «Корни», а «Продюсерский центр Игоря Матвиенко». Объединились мы для того, чтобы выработать договоренности внутри нашей отрасли и вести эффективный диалог с государством. Например, сейчас мы с несколькими депутатами Госдумы разрабатываем закон о блогерах. Или договариваемся между собой о единых комиссиях, зарплатах и т.п. Благодаря Ассоциации мы имеем возможность отделить марафонщиков вроде Блиновской от блогеров — то есть от тех, кто зарабатывает с рекламы. Мы обеляем рынок. Публикуем белые списки — крупных надежных поставщиков на рынке маркетинговых услуг. И вносим в черные списки блогеров, которые не исполняют свои обязательства, могут обмануть.
Как смарт-инвестор, который участвует в проектах, я всегда должен иметь четкое понимание, зачем я там нужен, если мы убираем деньги
Кроме того, мне интересны инвестиции в российские компании. Мой первый личный большой успех в венчурных инвестициях связан с компанией FindFace. Это был маленький стартап с оценкой, скажем так, в миллион долларов, когда мы начинали. Я там отвечал за маркетинг. А закончился он уже большим раундом инвестиций и стоил $180 миллионов.
Первое, на что я смотрю, выбирая проект для инвестирования, — это команда. Мне интересны люди, которые чем-то горят, те, кто дойдет до конца, сможет преодолеть препятствия. Второе — это понимание общих трендов. Важно отличать временную, хайповую волну от действительно технологического тренда. Самый яркий пример — блокчейн. Это долгоиграющий тренд, а NFT — это волна. Проекты, связанные с NFT, мощно выстрелили, можно было заработать большое количество денег, но стратегически это, конечно, история нерабочая. А блокчейн, искусственный интеллект — это долгоиграющий тренд, за ним будущее. Лучше играть на тренде. Плюс как смарт-инвестор, который участвует в проектах, я всегда должен иметь четкое понимание, зачем я там нужен, если мы убираем деньги. Деньги может дать кто угодно, кредит можно взять. Поэтому мне всегда интересно, что я могу привнести в проект? Мой личный опыт говорит, что проекты, в которые я сам погружался, что-то делал, помогал и был постоянно рядом, получились. А те, где я только кошелек, нет.
Только сейчас я начинаю учиться work-life balance, чтобы прежде всего делать то, что интересно, а не то, что приносит деньги
На меня повлияло все и ничего одновременно. Ведь мировоззрение — это всегда матрица, паутина контактов. На меня, очевидно, серьезно повлияли родители, москвичи в нескольких поколениях, очень интеллигентная пара. Моя мама — учитель русского языка и литературы. А отец был фотографом. И очень прогрессивным для своего времени человеком. Он был индологом, увлекался различными тантрическими практиками, стоял на гвоздях. Позиционировал себя как свободный художник. Отец оказал на меня большое влияние при выборе того, что хочется, что интересно, куда идти. Только сейчас я начинаю у него учиться work-life balance, чтобы прежде всего делать то, что интересно, а не то, что приносит деньги. Пока получается, честно говоря, не очень. Но я пытаюсь. Хотя бы осознаю проблему.
Наверное, на меня повлияли книги. Если брать теорию вертикального развития личности, то на этапе достиженца мне очень помогал Карнеги, не говоря уж про базу вроде Кийосаки с его «Богатый папа, бедный папа». Последние 10 лет я веду все свои дела и расписания по системе Глеба Архангельского и думаю, что это технически на меня влияет. По теории вертикального развития в какой-то момент начинается этап индивидуализма, и в нем меня больше интересуют ментальное здоровье, психология. Первый терапевт на меня достаточно сильно повлиял, Сергей Дерябо. Философы — например, Эрих Фромм. Его взгляды на строение общества, на межгендерные отношения и любовь — мне многое отзывается. Я в глубоких отношениях со своей будущей женой Дашей. У нее многому учусь, она человек, который тоже на меня влияет.
С точки зрения личностного роста нет разницы, занимаешься ты тантрой или ты невероятный фанат своего маленького сада
Всеобщий тренд на осознанность, личностный рост, поиск себя меня точно коснулся. Например, с рабочей стороны: мы как агентство обязаны всегда быть в тренде. Это не просто слова: «Ой, а мы модные!» Мы действительно изучаем тенденции, предлагаем и применяем их первыми. BlackLight — одна из первых компаний, которая ввела у себя штатных психологов, к которым можно бесплатно обратиться за психологической поддержкой. Мы хотим быть лидерами, поэтому органично переносим осознанность в маркетинговые сообщения. Например, в какой-нибудь работе с колготками стараемся показать, что мечта современной женщины не в том, чтобы все мужики головы сворачивали, а в том, чтобы она себя чувствовала классно. В бизнесе осознанность трансформировалась в формат проектов устойчивого развития, который мы тоже для себя приняли. Что касается лично меня, то я очень плотно в этом. У меня есть собственные коуч и личный психотерапевт. Я увлекаюсь различными эзотерическими практиками типа тантры или стояния на гвоздях. У каждого свой путь. С точки зрения личностного роста нет разницы, занимаешься ты тантрой или ты невероятный фанат своего маленького сада.
Я люблю Москву за ее разность и хорошо ее знаю
Я огромный фанат Москвы! Я понимаю, что это мой город, это единственное место, где я себя чувствую как дома, я здесь родился, я здесь бы хотел, наверное, провести старость. Мне нравятся изменения в городе. Мне нравятся этот дух, атмосфера, инфраструктура, услуги. Я однозначно чувствую себя здесь очень комфортно. Я бы хотел пожелать моему городу оберегать небольшие сообщества, кластеры, субкультуры. Я люблю Москву за ее разность и хорошо ее знаю. Мне нравится, что хипстеры собираются на Китай-городе, рокеры — на Воробьевых горах, субкультурные чуваки — в «Андердоге», богатые чуваки — на Патриарших, странные художники — там, граффитисты — тут. Есть такие секретные споты в Москве, их становится все меньше, а нужно бы сохранять. Для государства это тяжело, но город точно что-то может для своих микросообществ сделать. Эти маленькие вспышки и формируют образ Москвы, которую я люблю. Поэтому их надо оберегать. Как и архитектурное наследие города. Слишком часто исторические здания превращаются во что-то неинтересное. Я бы пожелал Москве не потерять свои атмосферу и вайб.