Денис Кутергин

Сооснователь маркетплейса услуг YouDo

До 20 лет я вообще не знал, что такое интернет

Я из Кировской области, с детства мечтал жить в большом городе и стать военным. Поступил в Голицынский пограничный институт ФСБ в Подмосковье и закончил его с отличием. Я учился на курсе специальной связи и информации. На кафедре связи мы изучали интернет как средство передачи информации, а я до 20 лет вообще не знал, что это такое: у меня в школе даже не было компьютера. Эта технология меня вдохновила — оказывается, есть какая-то виртуальная среда, которая позволяет создавать информационные продукты, и всем этим можно заниматься из любой точки мира. Разумеется, я серьезно увлекся программированием, со временем у меня появились какие-то заказы на фрилансе — и к пятому курсу я уже твердо осознал, что хочу заниматься предпринимательством. Но военнослужащим нельзя заниматься никакой коммерческой деятельностью, так что мне нужно было сделать выбор: либо забивать на эту историю с интернетом, распределяться и становиться военным, либо выбирать эту новую для меня стезю. И вот на пятом курсе я бросил институт, переехал из Подмосковья в Москву и полностью посвятил себя новому делу.

Я много занимался affiliate-маркетингом, трафиком, созданием сайтов и их продажей, какие-то блоги создавал. Очень много делал всего руками сам. И весь мой доход формировался из того, что я делаю сам руками, это потом куда-то продается, либо с этого зарабатывается какая-то комиссия на продаже трафика, рекламы. У меня была своя сетка сайтов, которую я прокачивал. Но это было все ремесленничество.

Бросить учебу — это было очень авантюрное решение, но я понимал, что у меня на гражданке есть какая-то поддержка, партнеры, что я не останусь ни с чем. Еще в студенческие годы мы познакомились с Лешей Гидиримом. И вот я ушел из института, мы с Лешей стали партнерами и через какое-то время сделали наш первый проект, портал для вебмастеров webmasters.ru. А еще через два года мы его продали крупному рекламному холдингу. Стало ясно, что в интернете можно не просто создавать какие-то продукты и зарабатывать деньги, чтобы платить самому себе хорошую зарплату. Можно строить какие-то большие истории, продавать их и получать сразу много денег. Так я в 22 года открыл для себя венчурную модель.

Мы с Лешей такие классические соонователи

Продав webmasters.ru, мы с Лешей сели поговорить, что мы будем делать дальше. И тут мы увидели, что в Америке есть такой сервис TaskRabbit, и он круто растет. А в России, подумали мы, такого ничего нет. У нас на тот момент были онлайн — доски объявлений, но они работали по другой модели: как классифайд, а не маркетплейс. Классно, подумали мы, в больших городах России такое точно должно сработать. И у нас уже есть для этого офигенное название, YouDo — оно вообще идеально к этой истории подходит.

Так мы с Лешей в 2012 году и запустили маркетплейс YouDo. И хотя изменений было множество, сама концепция с тех пор не менялась: это платформа, которая позволяет заказчикам находить исполнителей для различных бытовых услуг или бизнес-задач, а исполнителям — дополнительно зарабатывать, продавать свое свободное время, монетизировать свои навыки.

Полгода, наверное, мы делали прототип. Запустили, увидели, что эта история очень круто идет. Мы первые годы вообще очень быстро росли, не вкладывая деньги в маркетинг, абсолютно органически развивались. Мы только потом уже стали привлекать инвестиции, партнеров.

Сначала мы запустились в двух категориях: курьеры и помощь по хозяйству. А когда обкатали механику, через несколько месяцев стали добавлять новые категории: ремонт в квартире, мастера на час, ремонт техники, грузовые перевозки и т.д. Мы постепенно запускали новые категории, добавляли новый функционал. Но базово сама идея никак не поменялась: одни люди пишут, что им нужно сделать, а другие люди откликаются на эти запросы, предлагая свои услуги. А мы сводим одних с другими, проверяем и заказчиков, и исполнителей, проверяем достоверность отзывов, пытаемся формировать рейтинги, пытаемся сделать так, чтобы людям было удобнее находить друг друга, максимально обеспечиваем их безопасность.

Леша в нашем тандеме с самого начала занимался привлечением инвестиций, фандрайзингом и более такими стратегическими задачами, связанными с партнерствами, с взаимоотношениями с государственными органами, с инвесторами. А я брал на себя все, что связано с продуктом, с маркетингом и командой. Как-то так мы изначально выстроили. И почти все важные, сложные решения принимаем вместе, согласуя друг с другом. Мы такие классические сооснователи. Конечно, за 11 лет было много всего. В какие-то моменты мы, бывало, даже менялись ролями. Но на высоком уровне распределение ролей в нашем тандеме до сих пор остается таким же, как в начале пути.

Безусловно, за эти годы мы уже стали не только партнерами, но и друзьями. Это очень высокая степень погруженности друг в друга, знания друг друга. И мы очень много времени проводим в разговорах, не связанных с бизнесом. Притом что Леша давно уже живет по большей части не в России. А я, наоборот, все время в Москве и очень редко из города выезжаю куда-то — ну, не считая командировок и пары месяцев зимовки в теплых странах. И в таком дистанционном формате мы, безусловно, одни из самых близких людей друг для друга в жизни — нас слишком многое и слишком долго связывает.

Когда у тебя тысяча курьеров, ты не можешь работать вчерную

Два с половиной года назад, в ковид, мы запустили второе направление, оно называется «YouDo Бизнес». Это B2B, мы помогаем крупному бизнесу работать с внештатным персоналом. Курьеры, которые доставляют вам какую-то еду домой, мерчендайзеры, которые в сетях ритейла работают с товаром, внештатные исполнители на производстве, которые занимаются упаковкой, комплектацией, либо производством чего-то, — все эти люди, как правило, работают не в штате компании, а через платформу, подобную нашей. Мы здесь одни из самых крупных. И позволяем бизнесу работать с самозанятыми, платим за них налоги, производим выплаты, ведем электронный документооборот.

Это направление стало логическим продолжением нашего бизнеса, потому что рынок B2B сильно больше и потребность бизнеса в исполнителях кратно выше, чем потребность частных лиц. И крупному бизнесу очень сложно массово находить людей на какие-то конкретные задачи и при этом не держать их в штате.

Допустим, у вас резко вырос объем заказов. Нет смысла брать в штат курьеров, вам нужно просто на неделю взять, скажем, 10 человек, чтобы они этот объем заказов развезли, и всё. Или вам нужно провести инвентаризацию. Вы просто в свою сеть магазинов возьмете несколько десятков человек, которые пересчитают остатки. Летом всегда увеличивается нагрузка на какие-то сельскохозяйственные задачи. А еще летом нужно обслуживать кондиционеры. Если у вас в Москве какое-то количество кафе, ресторанов, объектов недвижимости, вам нужно в моменте какое-то количество людей, которые с этой задачей справятся. И мы такое решение даем.

Раньше бизнесу приходилось работать с физическими лицами, платить им наличными. Был очень большой объем серых выплат, потому что юрлицу было сложно заплатить физлицу: там администрирование, подписание гражданско-правовых договоров, а еще надо платить за них налоги — это просто очень долго было. Поэтому проще было работать с ИП или платить физлицу неофициально наличными. Но когда у тебя 1000 курьеров, ты делаешь сервис по доставке еды — ты не можешь работать вчерную на больших объемах: это и рискованно, и неудобно.

И вот мы сделали такое решение. По сути, компании стали к нам приходить и говорить: нам нужно 100 или 1000 человек на какие-то услуги — например, курьерские. И мы стали им этих курьеров поставлять, но при этом делать их самозанятыми. Мы еще поучаствовали в создании закона о самозанятых: были во всех рабочих группах, были в числе инициаторов изменений в законодательстве. После того как этот закон был успешно протестирован, мы стали активно стимулировать наших исполнителей становиться самозанятыми. А как самозанятый ты уже можешь работать с юридическим лицом, и там уже система налогообложения простая. Мы сами как YouDo платим налоги за самозанятых напрямую в ФНС, помогаем им вести документооборот — по сути, берем на себя все задачи, связанные с взаимодействием между юридическим лицом и самозанятым, чтобы это все было легально и красиво, чтобы не было ни у кого никаких рисков. Сейчас мы выплачиваем нашим исполнителям в месяц больше миллиарда рублей и с этих денег платим за них налоги, 6% от суммы.

За 10 лет значимость улыбки выросла

В крупных городах, особенно в Москве, люди понимают стоимость и ценность своего времени. И YouDo позволяет им подарить самим себе несколько часов жизни в день, просто не делая самим то, что делать не хочется. Это время можно провести с семьей, детьми, либо просто отдохнуть, ничего не делать, что тоже в большом городе очень важно. Кажется, это большая ценность. А исполнителям мы позволяем монетизировать свое время, свои умения.

И мы видим, как это меняет город. У всех есть в голове такой образ сантехника из ЖЭКа: он пахнет перегаром, грязный, не разувается, потому что ему пофиг, а это вам надо. Конечно, такой сервис в Москве больше невозможен. Когда мы только запускались, первых исполнителей мы отбирали в офисе: смотрели им в глаза, проверяли документы. На многих этих собеседованиях я лично был. И сейчас мы иногда проводим мероприятия с исполнителями, встречаемся с ними. И я вижу, как сильно люди изменились за эти 10 лет. В сегменте бытового ремонта, грузовых перевозок, клининга были такие суровые, хмурые люди. А сейчас у них совершенно другой социальный интерфейс. Как будто за 10 лет значимость улыбки при выполнении задания выросла, значимость коммуникаций выросла. Это поощряется заказчиками, и это сказывается на исполнителях.

© 2023 Герои Москвы