Я хотел попасть в самую классную компанию на рынке
С детства у меня была мысль стать изобретателем. Я рано понял, что самое для меня интересное — это комбинировать некие уже существующие вводные и из этого придумывать что-то новое и полезное.
Но после школы я пошел учиться на психолога. Я тонко чувствую и людей, и то, что на меня влияет. С этим хотелось разобраться. А параллельно учебе занимался танцами. Сначала учился в танцевальной студии, потом подрабатывал там младшим помощником младшего преподавателя, затем сам стал преподавателем, взял несколько групп, потом начал открывать филиалы. В результате у меня оказалась сеть танцевальных студий, которая впоследствии стала самой большой такой сетью в Москве. Мы занимались современной танцевальной культурой, поставляли танцоров во все клубы Москвы.
Но в какой-то момент я понял, что немного перерос эту танцевальную тему, и пошел в медиа. Я хотел попасть в самую классную компанию, которая была на рынке. Тогда это была «Афиша». И я просто каждый день в течение нескольких месяцев звонил во все отделы — просил, чтобы меня взяли на любую работу. В итоге в рекламе сжалились и взяли меня. Там мне уже было интересно поработать с какими-то технологиями, которые помогали бы раскрыть свойства продукта и донести их самым простым способом до людей.
Это как раз свойственно изобретательскому майндсету. Ты понимаешь потребности и человека, и производителя или предпринимателя, который пытается что-то для этого человека сделать. Я вот здесь наиболее эффективен: кому, что, когда, как, зачем. При этом я понимаю и в создании продукта, в технологии, и в конечном потребителе. Я где-то между теми, кто паяет микросхемы, и теми, кто придумывает новые продукты, выводит их на рынок к конечным потребителем.
Я где-то на этом стыке — наверное, поэтому у меня разное в прошлом есть. Я открывал разные бизнесы: танцевальный бизнес, цветочный бизнес, ресторанный бизнес, рекламное агентство у меня было 10 лет. К тому моменту, как я придумал «Бери заряд!», я запустил уже больше десятка бизнесов.
«У тебя суперспособность: ты неубиваемый»
У меня был тяжелый период клинической депрессии. И вот в этом состоянии я набрел на бизнес-школу «Сколково» и увидел там новые смыслы, новые масштабы. Раньше я создавал какой-то бизнес и дальше по модели «купи-продай» пытался его масштабировать шаг за шагом. В «Сколково» я увидел новую модель — венчурные проекты. Это когда ты придумываешь классную идею, ищешь инвесторов и масштабируешь бизнес за счет тех людей, которые верят в твой проект. Это совсем другие масштабы, так и родился «Бери заряд!».
В «Сколково» я участвовал в программе «Стартап Академия». Прошел ее сам, а потом затащил туда нескольких своих потенциальных партнеров и с ними еще раз программу прошел.
В «Сколково» во мне увидел потенциал Игорь Дубинников. Я прошел несколько его тренингов, где он выцепил из меня мои сильные стороны. «У тебя, — сказал он, — суперспособность: ты неубиваемый. Это крутая черта для предпринимателя, ты не сдохнешь никогда».
Предназначение, которое Дубинников вытащил из меня, — вдохновлять людей. Вот эта штука приносит мне очень много энергии. Вокруг всегда много людей, которые приходят посоветоваться, что-то придумать, что-то поделать. Я это уже превратил в психологические бизнес-консультации. Я понимаю, что все ограничения предпринимателя, будь то хреновый рынок, адские конкуренты, дурацкие партнеры — они всегда все в голове. Если ты с головой решаешь проблемы, то все рассасывается — и ты летишь на новой скорости в космос.
Остаться без связи для современного человека — огромный стресс
После школы «Сколково» я перенаправил 100% времени на масштабные проекты. Но первая идея, которая у меня была, — это еще был не «Бери заряд!». Сначала я придумал Hello Guide. С этой штукой я выиграл первое место по России на Startup Village, получил грант и поехал исследовать европейский рынок конкурентов. Идея была — сделать такой Uber для гидов: приезжаешь в любую точку земли, открываешь приложение — и через 5–10 минут рядом с тобой гид. Фишка проекта была в том, что я нашел, как делать психологический мэтчинг, чтобы определенному психотипу путешественника подобрать подходящий психотип гида. Я такое путешествие проходил и понял, что это просто волшебная штука, которую точно нужно донести до всех людей.
И в этой поездке я и столкнулся с проблемой: садится телефон в другой стране, я не знаю языка, нет денег на телефоне, я не знаю, как домой добраться. И там я впервые осознал, какая же это адская психологическая боль.
Сейчас для этого есть даже термин «номофобия» — no mobile phone фобия. Как считается, по уровню воздействия на психику она на третьем месте после утраты близкого человека и свадьбы. Остаться без связи для современного человека — огромный стресс. Ты не можешь признаться девушке в любви, помочь маме, вызвать скорую, обратиться в полицию, вызвать такси и куча, куча.
И вот в той поездке я впервые с этим столкнулся. А у меня еще есть хобби — придумывать всякие инженерные штуки, начиная от мебели и заканчивая различными устройствами. И я решил эту тему копнуть, посоздавать устройство, посмотреть, кто есть на рынке. Привлек к этому делу одного из своих партнеров, Степу Ермаченкова — мы с ним вместе в «Сколково» учились. Он стал и первым инвестором, и коммерческим директором. Степа — кофаундер, мы с первого дня «Бери заряд!» вместе этим занимаемся.
Я начертил такой автомат, где в одну ячейку можно было бы засунуть использованный пауэрбанк, а из другой получить заряженный. Выяснилось, что лучшая цена и качество пауэрбанков — в Китае. Мы со Степой поехали туда пообщаться с производителями и увидели, что в Китае стартанул буквально за 8 месяцев до этого прикольный бизнес — он выглядел так, как «Бери заряд!» выглядит сейчас в Москве. Мы решили не делать свои станции: просто у крупнейшего производителя купить готовые, а технологию разработать самостоятельно. Перенос китайских технологий был невозможен: у них есть социальные рейтинги, никто не боится кому-то что-то дать без залога. А в России тогда не было даже QR-кодов, надо было все придумать самим. И мы наняли команду, которая пилила нашу систему.
Постепенно мы пришли к созданию приложения, через которое можно будет взять пауэрбанк в любой станции и в любую станцию вернуть. У нас десятки тысяч станций в 90 городах России и еще в нескольких странах СНГ. Берешь пауэрбанк, заряжаешься, хочешь — сдаешь там же, хочешь — сдаешь в этом городе, но в другом месте, хочешь — летишь куда-то и там сдаешь.
Узкие места, всепогодные станции и черный лебедь ковида
Мы проводили исследования на улицах, спрашивали, куда люди пойдут, если у них разряжается телефон. 70% ответили, что пойдут заряжать его в кафе. И так мы поняли, где надо ставить наши станции и какую определить стоимость за час зарядки — как чашка кофе. Это был 2018 год, чашка кофе стоила 50 рублей. Когда мы поставили 50 первых станций, о нас вышла статья в «Афише»: вот, в городе появилась такая штука, а в планах у ребят еще до конца года поставить 500 станций.
А дальше мы смотрели, где что ломается, латали узкие места, растили экспертизу, команду, количество станций, привлекали новых партнеров, смотрели на динамику заработка, привлекали инвесторов.
Ковид оказался настоящим черным лебедем. Тогда наш бизнес был развернут исключительно на кафе, бары, рестораны — а их-то все закрыли. Мы перестали получать доход. А мы же резиденты «Большого Сколково», строим венчурный проект, мы должны быть белыми и пушистыми — все вбелую, никаких конвертов и серых схем. Так что мы, конечно, столкнулись с большой проблемой. Какой-то запас денег был, но они таяли очень быстро. И неизвестно было, сколько продлится карантин.
Нас спасли прозрачность внутри команды и сплоченность. Мы быстро договорились, что все руководители и менеджеры среднего звена, у кого есть хоть какие-то запасы денег, отдадут свою зарплату в пользу тех, у кого кредиты, кому надо существовать хоть как-то. И это помогло нам пережить ковид, выйти из карантина экстремальным ростом.
Сейчас у нас в районе 18 тысяч станций, а до конца года будет больше 20 тысяч. И стоим мы сейчас не только в отелях, барах, ресторанах, но и в продуктовом ретейле — это «Магниты», Х5, «Дикси»; в салонах сотовой связи — «Мегафон», МТС; на транспорте — МЦК, МЦД. Заключили контракт с РЖД на все вокзалы России. Мы уже на многих вокзалах стоим с большими станциями, с красивыми тачскринами. Мы стоим в торговых центрах, в поликлиниках, в больницах, в вузах, в судах, в МФЦ. Полгода назад у нас было 2 миллиона пользователей, а вчера зарегистрировался трехмиллионный.
Сейчас мы разработали всепогодные, всесезонные станции, чтобы выйти на улицы города. Таких никто в мире не делает. Диапазон температуры, влаги позволяет им работать от пустыни до Арктики, эти станции можно водой из брандспойта омывать, вандалы могут прыгать с двух ног в экран — и ничего с этими станциями не будет. Такое оборудование мы полностью проектируем в России, хотя часть микрочипов, GSM-модулей, матрицы экранов заказываем в Китае. Но все, что можно сделать в России, мы делаем в России.
Главное для меня — это польза и масштаб
Нам предлагают продать проект, но до сих пор предлагали не совсем ту цену, которую мы считаем справедливой. Поэтому мы сейчас движемся в сторону облигационных займов, а через год-полтора рассчитываем выйти на IPO на Московской бирже.
Мы понимаем, что наши станции приносят реальную пользу. Не так давно был замечательный случай. Степа Ермаченков сидел с семьей в ресторане, к ним подходит официант, видит на столе «Бери заряд!» и говорит: «О, эта штука мне жизнь спасла». Степа ему сообщает, что он кофаундер сервиса, придумал его вместе с Кириллом. Официант, конечно, не верит, и Степа предлагает ему посмотреть в интернете. Что же, буквально через несколько минут этот человек подходит снова: «Ваш счет закрыт, закрыл его я, и это не шутка, что вы спасли мне жизнь. Не могу рассказать, что произошло, но это единственное, как я могу вас отблагодарить». А это был довольно дорогой ресторан, и счет был немаленький.
Вообще главное для меня — это польза и масштаб. Наверное, поэтому у меня, как я вижу, классно получаются большие инфраструктурные и городские проекты. Собственно, я сейчас и думаю над тем, как взять новые масштабы.
Сейчас «Бери заряд!» уже в большом масштабе развернулся на Россию и за ее пределами. Я вижу миллионы людей, которым нравится продукт, которых продукт выручает в сложные времена. И вот думаю, что можно еще сделать такого крупного, большого, инфраструктурного. Буду дальше думать в этом направлении. Как можно сотрудничать с городами и даже странами.