Когда вы начинали заниматься предпринимательством, вам важно было, в какой области запускать стартап? Ваш первый бизнес — подбор капсульного гардероба для мужчин, затем вы ушли в рекламу. В итоге выстрелили в совершенно иной сфере — фудтехе. Как вы пришли к идее заняться именно этим направлением?
Все, что я когда-либо делал в жизни, связано с моими личными проблемами и болями, и в фудтех я попал совершенно случайно. Я не мыслил такими категориями, что есть какой-то фудтех. Просто ходил в зал, и у меня была проблема с тем, чтобы правильно питаться. В то время я жил один. Когда тренер прописал мне семь разных блюд, показалось, что это будет сложно организовать. Я подумал: где бы найти сервис по доставке готовой еды? В итоге нашел один за 5 тысяч рублей в день. Тогда, в 2015 году, я решил, что на 150 тысяч рублей в месяц можно нанять себе личного шеф-повара. Это было дорого. И я подумал, что классно было бы сделать сервис, который примерно за 700 рублей в день решал бы эту проблему. Так появилась идея Grow Food, а потом оказалось, что это фудтех.
Кажется, понятие «фудтех» в России стало стойко ассоциироваться именно с вашей компанией. Насколько, как вы лично думаете, ваша компания повлияла на развитие этого сегмента рынка?
Мы, безусловно, очень сильно продвинули сегмент подписки — это важный элемент фудтеха. Придумали довольно много ноу-хау, одно из главных — кастомизация блюд, то есть каждый наш пользователь может заказать персональное меню. Мы повлияли на рынок, а позднее появилось довольно много схожих моделей. Мы попали в золотое для фудтеха время — с 2015 по 2022 год. Много чего, построенного на разных моделях и механиках, возникло в этот период. И это всех очень драйвило, выросла конкуренция, в результате чего появилось много интересных идей и решений. И это все дало толчок индустрии в целом.
Как вы находили первых клиентов?
Первых клиентов мы находили очень просто — я открыл свою записную книжку и звонил друзьям, они и стали первыми клиентами. А следующий этап был такой: мы обнаружили, что фитнес-тренеры готовы были за то, что мы их кормим, продвигать нас и рекламировать в своих профилях в соцсетях. Это дало огромное количество новых подписчиков.
Сегодня масса разнообразных доставок и конструкторов готовой еды. Но вы все равно остаетесь лидерами рынка — за счет чего?
Действительно, на рынке сегодня много разных предложенией. Но мы единственные, кто технологически сильно опережает конкурентов. Мы умеем делать то, что ни одна компания на рынке не умеет: даем возможность клиенту полностью управлять своим меню. Это наш первый важный аспект. А второй — мы постоянно стараемся улучшать себя, и это не просто какие-то пустые слова. Мы действительно очень много сил вкладываем в то, чтобы удивлять наших клиентов. Вводить новые позиции, ротировать меню — за год появляется более 300 новых позиций, и мы постоянно его меняем и расширяем. Каждый год Grow Food сильно меняется. Те, кто нас пробовал в 2017, 2020 или 2023 году, сталкивались с совершенно разным сервисом и разной едой.
В интервью Forbes вы говорили, что одно из ваших хобби — мишленовские рестораны. Вы следите за мировыми трендами в гастрономии в целом и адаптируете это как-то в Grow Food? Привозите ли какие-то идеи из путешествий? Или сосредоточены исключительно на контексте правильного питания?
Да, у нас с женой действительно есть такое хобби. Нам нравится пробовать разные гастроконцепции, и часто бывает, что я пробую что-то интересное и фотографирую для Grow Food. Но важно понимать: мы позиционируем себя как вкусная и полезная еда на каждый день. И тот опыт, который ты получаешь в мишленовском ресторане, — это опыт не на каждый день. Это уже некий арт, творческая история. В нашем питании мы это не рассматриваем как концепцию, но стараемся искать вкусные и понятные вещи на каждый день. Не уверен, что какие-то позиции из «Мишлена» я хотел бы есть каждый день. Это все-таки праздник и событие, это как ходить каждый день в музей — наверное, можно, но может быстро надоесть.
Есть мнение среди специалистов по правильному питанию, что доставка готовой еды по определению не может быть оптимальным решением для человека, в ней все равно не будет нужного баланса веществ и нужного качества продуктов. Даже если это элитная доставка. Что вы ответите на это?
Я точно не согласен с вопросом про качество продуктов. Я считаю, то качество, которое мы выдаем, оно очень высокого стандарта. У нас большое количество степеней проверок. Мы потратили много денег на постройку инфраструктуры, чтобы контролировать каждый элемент цепи: тщательно отбираем поставщиков и иногда можем завернуть кого-то. Наши технологи в хорошем смысле повернуты на том, чтобы ничего, что произведено или доставлено не по инструкции, не было пропущено. Часто у нас качество продуктов намного выше, чем в некоторых ресторанах, за это я ручаюсь.
Вторая часть вопроса — я точно рассматриваю наше питание как базу. Как идеальное решение для тех, кто хочет стабилизировать свое питание. Отвечаем ли мы задаче по анализу ДНК подобрать индивидуальные нутриенты? Нет. Мы — решение на каждый день. Базовый набор мы даем очень качественный, особенно в сравнении с тем, если человек питается как-то хаотично.
Есть ли ощущение, что Grow Food не последний ваш бизнес? В какой сфере вы могли бы еще проявиться как предприниматель?
Не хочется гадать, я точно думаю, что Grow Food — это большая часть моей жизни. Есть планы и амбиции на этот счет: через пять лет я вижу для нас совершенно иной масштаб. Заниматься операционной деятельностью в других бизнесах — пока не представляю себя в этой роли. Как стратегический партнер или инвестор — может быть. Мне важно кайфовать от того, что я делаю. В ближайшее время не вижу себя каким-то серийным инвестором — возможно, пока. Но в одной-двух других стратегических темах по развитию бизнеса не исключаю, что могу поучаствовать.
Как вы думаете, ваш сервис как-то повлиял на городской ландшафт в контексте сферы услуг? Поменял привычки людей? Сделал их жизнь проще?
Точно да. Мы позволяем экономить время — часов 500 в год. Мы экономим бюджет. Ну а главное — количество килограммов, которые мы помогли сжечь и привести людей в форму: я думаю, это больше миллиона килограммов за все время существования Grow Food. Мы меняем и привычки, и образ жизни людей, позволяем человеку выглядеть абсолютно по-другому и чувствовать себя по-другому.
Любимые российские проекты или сервисы, которыми вы пользуетесь каждый день?
Я люблю экосистему «Яндекса»: «Лавку», «Еду», «Такси». Это одна из ключевых компаний, которая преобразила Москву. Я как человек, который переезжал, пробовал жить в других городах, могу сказать, что Москва — лучший город в мире. И во многом благодаря таким компаниям, как «Яндекс». Еще я пользуюсь самокатами Whoosh. Считаю, что это невероятная мобильность и то, что ребята делают, очень круто.
Назовите что-то одно, что невозможно было представить 10 лет назад в Москве, а сейчас вы пользуетесь этим каждый день?
Ну, как раз изменилась мобильность. Сегодня ты можешь быстро вызвать такси или взять самокат, который есть в любой точке города. 10 лет назад было сложно представить, что такое в принципе возможно.
Расскажите, что в вас изменилось за последние 10 лет?
У меня не изменились ценности, но я лучше стал понимать себя: что для меня важно, где я готов идти на какие-то компромиссы, а где нет. Стал сильно понимать людей — свои это люди или не свои. Попробовал массу не своего и осознал, что все-таки мое. Стал сильно меньше вестись на хайп и лучше определять ориентир и цель изнутри, что я на самом деле чувствую и хочу.
Какие города мира вам напоминают центр Москвы?
Москва уникальна, сложно сказать. С Дубаем местами перекликается. Есть много городов, похожих на Питер, но Москва совершенно уникальна. Она соединяет прошлое, настоящее, будущее, технологии в одном пространстве — таких городов очень мало, сложно найти какие-то аналоги и примеры.
Опишите свой идеальный маршрут по Москве, когда нужно что-то придумать, вдохновиться?
Мне безумно нравится Бульварное кольцо — очень много интересного можно обнаружить, просто гуляя по нему. Люблю район Патриарших прудов. Мне нравится пройтись где-нибудь с середины Бульварного кольца, свернуть и догулять до «ГЭС-2».
С видом на что вы бы хотели жить в Москве?
Мне нравится архитектура небоскребов — наверное, на Москву-Сити. Меня такой вид вдохновляет.
Ваше лучшее свидание: где было и что вы делали?
Каток на ВДНХ. Там очень романтично и круто.
Важен ли для вас спорт? Фитнес-зал или площадка возле дома?
Это безумно важно для меня. Я живу на «Динамо», и у меня рядом со стадионом есть площадка, там висят мешки — я их использую для занятий боксом. В Москве на каждом углу есть спорткомплексы, площадки, и это очень повышает качество жизни.
Три места в Москве, которые вы посоветуете партнерам из других стран и три неочевидных места, которые вы бы посоветовали туристу?
Партнерам посоветую сходить в Butler, Jun, «Гвидон». Туристам — в Krasota, «Зойку», Niki, Bagebi, Rouge.