Когда мы основали проект «Много лосося» в 2018 году, то ничего не знали о еде. Яша (Яков Менделеев — сооснователь проекта. — Прим. ред.) работал в «Яндекс Такси», а я был стратегическим консультантом, работал в больших корпорациях. Последнее место работы — «Норникель», где я дорос до заместителя вице-президента по стратегии. Как раз тогда основатель и бывший генеральный директор Uber Трэвис Каланик ушел со своего поста, и все на него смотрели, как на Илона Маска, всем было интересно, чем он начнет заниматься дальше. А он начал открывать сеть dark kitchen, то есть «темные кухни», работающие только на доставку готовых блюд. После первой же презентации проекта он привлек 400 млн долларов. Мы сразу поняли, что такой бизнес может стать не просто прибыльным, но и венчурным, то есть можно смело привлекать инвесторов. Вокруг «темных кухонь» стоял инвестиционный хайп по всему миру. Рынок доставки еды стремительно рос, но рестораны неохотно подключались к существующим сервисам. Поэтому мы решили, что не хватает профессионального игрока, который делал бы стоящий продукт. Мы подняли несколько раундов инвестиций, нам повезло привлечь классных инвесторов, которые еще и делились своей экспертизой. В 2021 году ретейлер X5 Group выкупил 100%-ную долю «Много лосося». С тех пор мы выросли в 10 раз.
Решение уйти из корпоративного бизнеса было принято не только от ума, но и от сердца: хотелось готовить для людей хорошую еду. Да, порой мы хватались за голову, было страшно думать, что ты меняешь бизнес-класс и 25-й этаж башни «Меркурий» на подвал. Наш первый офис — это подвал без окон в гостинице на Ленинградском рынке. Вообще, «Много лосося» начался с покупки готового бизнеса на «Авито»: это был умирающий суши-цех на станции метро «Динамо» в пятиэтажке, маленькая комната — 14 квадратных метров. По соседству по иронии судьбы был цветочный под названием «Много цветов». Мы сами придумали меню. Как большой фанат лосося, я везде заказывал роллы и замечал, что рестораны сильно экономят на нем. Поэтому концепция появилась сама собой: хотелось, чтобы свежего вкусного лосося всегда было много. Так из этого маленького цеха мы выросли в компанию с оборотом в 4 миллиарда. Я вижу, что у нас классная репутация, в Москве нас любят. Это круто — делать бизнес, когда чувствуешь позитивную обратную связь от клиентов.
Про требовательных москвичей
В Москве все очень классно с сервисами. Это же просто магия, что от момента, когда ты решил выпить комбучу, до того, как эта бутылка оказывается у тебя в руках, проходит 10–15 минут. Банковские услуги оказываются моментально — такого нет ни в одной стране мира. Такси, каршеринг и доставка сделали жизнь максимально комфортной. Я часто езжу на общественном транспорте. Еще несколько лет назад невозможно было представить, что можно отследить, во сколько приедет автобус. Москвичи в хорошем смысле капризные и требовательные, поэтому нужно соответствовать. Мы всегда думаем о том, как сделать сервис еще лучше. Да, у нас есть конкуренты, но здоровая конкуренция — это хороший стимулятор в бизнесе. Выигрывает всегда потребитель, только он решает, где ему нравится, — мы же просто всегда стараемся делать качественные блюда, чтобы клиент остался доволен.
Еще мы создали сеть корнеров в «Перекрестке», где суши и роллы готовятся на месте. Если взять фабричные роллы, это совершенно другой по вкусу и качеству продукт. Мне было важно, чтобы каждый, заходя после работы в магазин, мог получить свежие вкусные роллы с качественной начинкой. Довольных и сытых людей должно быть больше. В августе открылась 300-я точка, очень горжусь этой экспансией.
Сейчас я понимаю, что уход из большой корпорации очень сильно на меня повлиял. Смена деятельности — это крутой поворот в жизни. Появление детей — у меня их двое — тоже очень поменяло мой взгляд на жизнь. Я все больше начал задумываться о здоровье, и спорт стал неотъемлемой частью жизни. Недавно меня позвали на конференцию в Стамбул, но я отказался, подумал, что лучше поиграю в бадминтон. Здорово, что сейчас в городе есть много мест, где можно заниматься спортом на свежем воздухе.
Япония в Москве и другие атмосферные места
Если мне когда-нибудь будет нечем заняться, то я начну организовывать экскурсии по Москве для иностранных туристов. Я родом из Красноярска, но большую часть жизни живу в Москве. Такого эклектичного города, как Москва, больше нигде нет. Где еще можно увидеть маленькую церквушку по соседству с пятиэтажкой и «стекляшкой»? В моем туристическом маршруте обязательно будет Шуховская башня. Шухов был очень талантливым инженером. Не все москвичи об этом знают, но он был автором сводчатых перекрытий Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Еще меня очень впечатляют железные конструкции здания президиума Российской академии наук на Ленинском проспекте — очень атмосферное место, как и сталинские высотки. В мой личный список еще входит Мещерский лес, куда я езжу почти каждые выходные. Летом катаюсь на велике, зимой — на лыжах. Сейчас я живу в районе ЦСКА, где есть классный парк «Березовая роща». Еще я люблю Якиманку — каждый раз, когда проезжаю, чувствую тепло. Когда-нибудь куплю там квартиру. Хамовники тоже люблю, а вот к Патриаршим спокойно отношусь, хоть они и считаются гастрономической Меккой. Если хочется в ресторан, то иду на Большую Никитскую. Как истинный любитель суши люблю ресторан Jun, очень классное место. Недавно я был в Японии и могу с уверенностью сказать, что это место получилось максимально аутентичным. Рис, рыба — все, как надо.
О планах на будущее
Недавно у меня появилась мысль открыть сакешную с коротким меню, написал об этом в телеграме и получил кучу лайков. Друзья меня очень поддержали — они вообще моя фокус-группа. Я всегда тестирую на них меню. В «Много лосося» мы всегда внимательны к отзывам. Что касается положительного фидбэка, то чаще люди просто прямо говорят, что им нравится: как известно, все счастливы одинаково. Обычно все вертится вокруг плохих отзывов, часто так получается, что мы оцениваем работу не по количеству хороших отзывов, а по количеству негативных.
Сейчас меня все меньше интересует бизнес ради прибыли. Пытаться сделать мир лучше — звучит слишком амбициозно, но все начинается с маленьких дел. Меня драйвит тема экологии. Например, мы в «Много лосося» перестали обрезать края роллов. Обычно это делается для того, чтобы ролл был ровным и красивым, а по сути часть продукции отправляется в мусорное ведро. Может, это звучит несерьезно, но по нашим подсчетам это тонны выброшенной еды. Мы проводили целую кампанию, объясняя клиентам, что так им достанется больше продукта, несмотря на то что вид блюда будет менее эстетичным. Еще работаем над тем, чтобы упаковка была более экологичной: было много проб и ошибок, но это уже совсем другая история.