Ник
Бабин

Организатор фестиваля Chess&Jazz

Продюсирование — это темная магия, все таинственно и безумно интересно

Когда мне было пять лет, в 1993 году, мы всей семьей переехали в Израиль, где в детском саду у нас было что-то вроде мини-оркестра. Мой учитель музыки сказал, что я просто отлично играю на треугольнике, и эти слова меня так впечатлили, что с тех пор музыка стала для меня не просто кружком. Через три года я вернулся в Россию и продолжил свое увлечение, но уже влюбился в фортепьяно. Я закончил школу имени Дунаевского в Москве и планировал поступать в консерваторию по классу фортепиано, но, к счастью, завалил экзамен. Надо сказать, что к этому времени я уже не очень горел желанием быть музыкантом — и снова улетел в Израиль, теперь уже один.

Вообще, когда я учился на подготовительных курсах Тель-Авивского университета, я не особо понимал, чем мне заняться в жизни, какую профессию выбрать. Пока однажды мне случайно не попалась книга Ричарда Брэнсона «Теряя невинность». С точки зрения бизнеса и любви к музыке это великая книга, и меня она очень сильно зацепила. Я понял, что точно хочу продолжать заниматься музыкой, но не как исполнитель.

И вот я узнаю, что в Москве Российская академия имени Гнесиных открывает первый набор на факультет менеджмента организации в музыкальном бизнесе. По сути, это продюсерский факультет. В Израиле такая профессия не востребована. Вдохновившись, я возвращаюсь в Москву и поступаю в Гнесинку.

Олег Нестеров, на мой взгляд, один из лучших продюсеров в современной России, преподавал нам продюсирование. Это самый сакральный предмет: как находить артистов, как с ними общаться, как из них вытаскивать музыку. Это темная магия, все таинственно и безумно интересно. Именно по рекомендации Олега я впервые услышал альбом британцев Talk Talk — Spirit of Eden, который однозначно повлиял на мое музыкальное восприятие.

Уже в студенческие годы я начал стажироваться на лейбле Олега «Снегири Музыка» и вел менеджмент нескольких артистов. И вот еще одна совершенная случайность: на концерте The Retuses, артиста этого лейбла, я знакомлюсь со своей будущей женой, а впоследствии и с организаторами фестиваля Bosco Fresh Fest.

Это знакомство привело меня в команду Bosco Fresh Fest, который еще только становился на ноги. Мы начали работать над музыкальной программой фестиваля. В 2012 году я основал букинг-агентство, чтобы привозить на Bosco Fresh Fest иностранных артистов. Я занимался этим семь лет, до 2019 года, был к тому времени уже программным директором фестиваля. Я и привозил всех артистов, и сопровождал, и решал общие вопросы в оргкомитете фестиваля.

Я понял, что идея сама уже не уйдет, пришлось ей подчиниться

Но уже к 2017 году у меня назрело понимание, что фестиваль, который мы делаем, принадлежит бренду Bosco. И это накладывает определенные ограничения — творческие, коммерческие, различные другие. А опыта и идей у меня уже накопилось, скажем так, на целый другой фестиваль.

На создание Chess & Jazz меня вдохновил матч за звание чемпиона мира по шахматам, который проходил в 2016 году в Нью-Йорке между Сергеем Корякиным и норвежцем Магнусом Карлсеном. К шахматам в этот момент я был достаточно равнодушен. Но обратил внимание, как это проходило, по фотографиям, трансляциям. И вся эта лаконичная шахматная эстетика мне очень понравилась. Это очень стильный вид спорта и культуры, не говоря уже о его пользе и доступности для каждого.

Во мне уже давно сидело желание собственного фестиваля, но, скажем так, бутикового. Мне нужен был такой фестиваль, на который бы пошел я сам, пошли бы мои друзья, на который и родителей не стыдно было бы позвать. Фестиваль камерный, но очень качественный по программе. Как мы его сами называем — фестиваль для своих. Для очень определенной аудитории, с определенными партнерами, с определенными музыкантами и с определенным подходом. Так мне и прилетела в голову эта история с Chess & Jazz. И после этого она уже оттуда и не вылетала. Я понял, что идея сама уже не уйдет, — пришлось ей подчиниться и развивать ее дальше.

Было ясно, что в Москве есть только одно место, где можно было бы сделать такой фестиваль. Сад «Эрмитаж» — это особая площадка с особой историей, ведь можно сказать, что именно тут в советские годы зародился джаз.

Но был один нюанс. На дворе стояло лето 2018 года, в стране проходил чемпионат мира по футболу. Ну что же, подумал я, наверное, не все разделяют футбольные ценности — кто-то наверняка захочет альтернативный вид досуга, например шахматы с джазом.

Фестиваль должен был пройти 7 июля. Хедлайнером стал Си Ло Грин, очень большая звезда. На 7 июля в календаре стоял один из матчей плей-офф, но все же знали, что Россия в четвертьфинал точно не попадет. И вдруг наша сборная побеждает в матче с испанцами. На улице все сходят с ума. Люди сутки гуляли, гудели, орали. У всех праздник, а у нас горе. Мы понимаем, что Россия будет играть 7 июля с Хорватией. В день нашего фестиваля. Именно в тот момент, когда на сцену должен выйти Си Ло Грин. Я позвонил его агенту и попросил, если возможно, подвинуть тайминг, чтобы он раньше начал свой сет и за 20 минут до начала матча его закончил. А потом мы вместе пойдем смотреть футбол. На что Си Ло Грин ответил: «С удовольствием, я люблю футбол». Мы договорились.

А еще мы попросили наших друзей в Adidas сделать майку сборной России с надписью Cee Lo Green. Подарили ему ее, на предпоследней песне он вышел со сцены и вернулся в майке сборной России. А потом мы еще смотрели футбол с Си Ло. Мы сидели за большим столом, он положил на него эту майку, все заказали еды, смотрели матч. И хотя Россия проиграла, это был какой-то особый момент.

Как и все лето 2018 года — оно было особенным, как один огромный международный фестиваль с чувством единения со всем миром.

Тактильные шахматы и сеанс одновременной игры с гроссмейстером

Шахматная программа занимает половину фестиваля. Год от года что-то меняется, но всегда есть две основные вещи. Первая — это наш ежегодный турнир Chess Cup, принять участие в котором может абсолютно любой посетитель. Турнир судят профессиональные аккредитованные судьи.

А вторая часть — это Chess Village, большой шахматный город, где мы играем партии, решаем задачи и немножечко шалим во время шахматного квеста. Ты ходишь от станции к станции, где могут быть как короткие этюды и серьезные задачки, так и тактильные шахматы, шахматный bottle flip challenge или что-то совершенно нестандартное. Там же проходят сеансы одновременной игры с гроссмейстером. К нам приходят топовые шахматисты, например Ян Непомнящий — самая большая шахматная звезда, игра с ним всегда собирает большое количество зрителей.

Люди уже знали, что такое Chess & Jazz, и скучали по нему

В 2019 году мы впервые провели фестиваль в режиме двух дней, а потом еще сделали в конце августа Chess & Jazz в Алма-Аты, в Казахстане, а в феврале — в Сингапуре. Изначально проект задумывался как международный, были планы на Нью-Йорк, Лондон, Ближний Восток. Казалось, что Chess & Jazz — это такая суперплатформа, которая в любой культуре найдет свою аудиторию и своих партнеров.

А потом случился ковид. Фестивальная индустрия закрылась первой и открывалась последней. Роспотребнадзор разрешал мероприятия только на 300–500 человек, и почему-то чтоб обязательно под крышей. Тогда мы придумали новый формат, единственно возможный, — камерные бранчи. Первый Chess & Jazz Brunch мы провели в особняке на Ордынке в сентябре — ведь ближе ко Дню Города в Москве ограничения магически снимаются. По сути, это такая миниверсия фестиваля, только с контекстом, который диктует сама площадка. Люди уже знали, что такое Chess & Jazz, скучали по нему и пришли к нам, заблаговременно позаботившись о дресс-коде события.

В 2021 году история повторилась. Мы планировали фестиваль, собрали идеальную программу — и опять попали на ограничения. И опять пришлось довольствоваться бранчем, на этот раз в Императорском яхт-клубе на «Красном Октябре» в стиле итальянской Ривьеры. Мы продолжали надеяться, что проведем фестиваль в 2022 году, привезем туда тех артистов, которых запланировали еще на 2020-й. А после февраля 2022 года мы уже не понимали, будет ли фестиваль вообще. Мы просто ждали. И только в конце мая приняли решение, что все-таки будем делать фестиваль. В плане согласований и ожиданий было очень сложно. Но мы его провели. И аудитория собралась та самая, наша, которая осталась в Москве.

В этом году у нас был один из сложнейших проектов за всю историю Chess & Jazz — LAB с Антоном Беляевым с секретными гостями: Лолитой, Федуком, Тосей Чайкиной, Елкой, Нилетто и другими. LAB c Антоном Беляевым — это фестиваль в фестивале с хором и оркестром, 79 человек в моменте на сцене. Изначально это интернет-шоу, и вот оно впервые зазвучало не онлайн. Это действительно была магия.

Город, которого нет ни на одной карте мира

С 2022 года мы выпускаем каждый год манифест, который объясняет, зачем мы делаем фестиваль в такое время. В прошлом году темой манифеста была терапия. Терапия искусством, садом «Эрмитаж», музыкой, шахматами и людьми. В этом году — единение. Про то, что есть такой город Chess & Jazz, которого нет ни на одной карте мира, но он появляется раз в году, где можно встретиться друг с другом, увидеться, обняться, взять друг друга за руку, кому-то посмеяться, кому-то заплакать. Но смысл в том, что все равно быть вместе.

В 2023 году у нас были проданы все билеты, за два дня прошло 14 тысяч человек. Фестиваль собирает действительно особенную аудиторию, единомышленников.

Мы уже начали готовить программу на 2024 год, есть договоренности с определенным артистами — имена мы назовем, наверное, перед Новым годом. Все ли уверены, что фестиваль пройдет в 2024 году? Нет. Как не были мы уверены, что он пройдет в 2022-м или 2023-м. Это всегда огромные риски.

Смысл того, что мы делаем, смысл культурных инициатив — в том, чтобы объединить людей, разделяющих одни ценности. И, на мой взгляд, нам это удается. Именно гости фестиваля делают его таким, какой он есть. Когда я вижу всех людей, которые к нам пришли, их эмоции, обнимаюсь с друзьями, слышу артистов, вижу этот «Эрмитаж», и этот золотой час, когда сквозь тенистые вековые дубы светят косые лучи солнца, — я понимаю, что оно того стоило. В этот момент ты знаешь, для чего ты это делаешь.

© 2023 Герои Москвы